Узнайте о важности дренажной системы в дорожном строительстве! Наша статья «Дренаж в дорожном строительстве» расскажет о роли дренажных канав вдоль дороги, которые обеспечивают эффективное сбор и отведение воды, способствуя улучшению долговечности и безопасности дорожного покрытия. Ознакомьтесь с технологиями и методами, которые помогут обеспечить надежную и функциональную дренажную систему на дорожных участках!

ОТ АВТОРОВ

Многолетний опыт строительства и эксплуатации, автомобильных дорог в СССР показал , что прочность и срок службы дорож н ых одежд существенно зависят от осушения дорожных одежд и надежности регулирования поверхностного водоотвода .

Это подтверждает и накопленный большой опыт регулирования водно — теплового режима земляного полотна при помощи устройства различных конструкций дренажей в США , ФРГ , ГДР , Канаде , Чехословакии , Бельгии и других странах .

В последние 6-7 лет сотрудниками кафедры " Строительство и эксплуатация автомобильных дорог " МАДИ канд . техн . наук Е . И . Богатыревой , Ю . В . Байбаком и инж . Т . У . Абековым в творческом содружестве с главным инженером Управления строительства и ремонта автомобильных дорог Ярославской обл . инк . С . И . Ляк и начальником Даниловского ДЭУ инж . В . В . Шаховым на пучинистых участках автомобильной дороги Москва — Вологда ( типичных для дорожной сети с заниженным земляным полотном Северо — Восточных районов Европейской части СССР ) были исследованы различные конструкции дренажей .

Цель их устройства — повысить прочность дорожных одежд на существующей сети автомобильных дорог путем эффективного осушения верхней части земляного полотна . В частности , впервые на автомобильных дорогах СССР были применены керамзитовые трубофильтры из беспесчаного бетона , которые укладывались по краям проезжей части в ровики соответствующей глубины , называемые дренажами мелкого заложения .

Почти 4-летними наблюдениями установлено, что эти дренажи эффективнее осушают дорожные одежды и верхнюю часть земляного полотна, чем обычные дренажные устройства (сплошной песчаный слой, глубокие дренажи и т.д.). Кроме того, повышается не менее чем в 3 раза производительность строительных работ. Трубофильтры, по опыту Даниловского дорожно-строительного управления, успешно могут изготавливаться непосредственно на месте, на базе использования отходов местных керамзитобетонных заводов.

При серийном изготовлении трубофильтров стоимость устройства дренажей не выше их стоимости из асбестоцементных труб. Но основное преимущество применения фильтровых труб заключается в возможности использования местных мелких песков для устройства дренирующих слоев дорожных одежд.

Настоящие рекомендации составлены проф. докт. техн. наук А.Я. Тулаевым совместно с канд. техн. наук Ю.В. Байбаком и инж. Т.У. Абековым.

Поскольку рекомендации в таком виде по существу выпускаются у нас впервые, то, естественно, они не лишены недостатков. Авторы будут благодарны за все присланные замечания и пожелания по ним, которые просят направлять в Московский автомобильно-дорожный институт кафедре "Строительство и эксплуатация автомобильных дорог".

I. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ О ДРЕНИРУЮЩЕМ СЛОЕ

I .1. Назначение дренирующего слоя. Область применения

§ 1. Дренирующим слоем называется конструктивный слой , укладываемый непосредственно на земляное полотно с цепью осушения дорожной одежды и грунта верхней части самого земляного полотна в течение установленного срока его службы .

§ 2. Дренирующий спой , проектируемый в зависимости от природных условий местности , профиля земляного полотна и конструкции дорожной одежды , является объектом индивидуального проектирования .

§ 3. Дренирующий слой устраивают во всех связных грунтах :

а ) на мокрых участках независимо от климатической зоны ;

б ) во II — III климатических зонах , при насыпях ниже , чем требуется по СНиП , нулевых отметках или выемках , а также при насыпях , удовлетворяющих требованиям СНиП , но на основаниях , устроенных из крупнопористых материалов : щебня или гравия , особенно представленных известняковыми горными породами ( II — I V катег .);

в ) во II — III климатических зонах в населенных местах при наличии полос зеленых насаждений и газонов ;

г ) во II — I V климатических зонах на участках с вогнутыми вертикальными кривыми и основаниях из крупнопористых материалов : щебня , гравия , металлургического кислого шлака и других отходов промышленности .

I . 2. Расчетное значение удельного избытка свободной воды

§ 4. В дренирующий спой в зависимости от природных условий местности в расчетный период года поступает свободная вода в количестве , указанном в табл . 1 .

Дренаж дорог

Дренаж дорог необходим для того, чтобы отвести воду. В обязательном порядке должен быть дренаж автомобильных дорог, потому что они не впитывают влагу, которая способна разрушить дорогу. Именно поэтому дренаж распространен у зданий, чтобы защитить фундамент и вдоль дорог. Но, есть и другие причины, которые влияют на то, что люди берутся за дренаж участка возле своего дома. Но, о них не много позже. Данная статья расскажет о том, как сделать дренаж дорог, какие виды систем дренажа существуют, какие инструменты понадобятся, а также о том, как продумать все нюансы и на что стоит обратить внимание в первую очередь.

Дренаж дорог

Причины для оборудования дренажной системой

В списке ниже вы найдете три самых распространенных причины, которые заставляют владельцев участков обратиться к дренажной системе.

  1. Глинистая почва. Такая проблема очень распространена, так как глинистые грунты создают избыток воды на территории.
  2. Болотистая почва.
  3. Уклон местности, который создает разрушающий поток воды. Такой поток способен вымыть плодородный слой земли.

Если ваш участок находится на болотистой местности или в почве преобладает процент глины, вам стоит обратить внимание на дренаж.

Дренаж дорог

Строение дренажной канавы и её виды

Дренаж дорог или осушительную систему можно разделить на 2 типа:

Такой дренаж подразумевает открытые траншеи или канавы, которые по определенной инструкции соединяются между собой. Если вы ищете дешевый способ осушения грунта, то создайте дренажную канаву. Такая канава не только дешевая, но и крепкая. Она прослужит долгое время. Из минусов можно выделить внешний вид, он совсем не привлекательный.

Открытый дренаж – это работа с коммуникацией, с использованием лотков для отвода воды. Эти лотки могут быть как пластиковыми, так и железобетонными. Такие лотки прослужат вам намного дольше, нежели вырытые траншеи. Также, они более рационально используют пространство. Нельзя не сказать и том, что такой водоотвод популярен в городском строительстве.

Читать по теме: Обзор 6 колесных авто

Дренаж дорог

Иногда с лотками можно приобрести и ливневые решетки, которые закрывают углубление и позволяют ходить по ним пешеходам или же проезжать транспорту. Также, водоотводные лотки можно разделить на несколько видов. Эти виды зависят от предполагаемой нагрузки.

Такой вид дренажа намного сложнее по конструкции, нежели открытый. Здесь необходимо задействовать дренажные трубы, которые проходят под землей. В них обязательно должны быть специальные отверстия, чтобы дренажная система функционировала правильно.

Дренаж дорог

Для начала подготавливаются траншеи по периметру всего участка, в которые затем укладываются трубы. Трубы обязательно оборачиваются в геотекстиль. Это нужно для того, чтобы предотвратить загрязнения, попадания грунта внутрь. Далее коммуникации засыпаются щебнем, важно достичь уровня земли. Зачастую геотексителем оборачивают не трубы, а всю конструкцию, то есть уже засыпанную щебнем. Делается это для того, чтобы грунт не попадал в пространство между камнями. Это значительно увеличит срок службы конструкции на несколько лет.

Как уже было сказано, трубы можно разделить по группам, каждая из которых будет отвечать за определенный уровень нагрузки. Это следует учесть, особенно если по дороге передвигаются тяжелые грузовики.

Закрытый дренаж можно произвести не только трубами, но и дренажными матами. Способ совсем новый, но, как показывает практика, действенный. Такие маты укладываются также как трубы, то есть по всему периметру участка или там, где требуется осушение грунта.

Дренаж дорог

Дренажный мат – слой дренирующей ткани, который отделяется от внешней среды всего двумя фильтрами. Дренажные маты выполняют не только функцию осушения, но и защищают грунт от вспучивания, которое характерно в зимний период.

Чаще всего владельцы дорог или собственных участков отдают предпочтение открытому виду дренажа. Почему? Есть некоторые преимущества открытого дренажа, которые влияют на их выбор:

  1. Небольшие земельные работы, то есть вам не придется тратить много сил, времени и денег, чтобы проработать участок.
  2. Минимальное количество материалов. Создать канаву можно с минимальными вложениями, поэтому, если вы хотите сэкономить на материалах, выбирайте открытый дренаж.
  3. Множество способов, чтобы укрепить стенки. Открытый дренаж – это очень удобный дренаж, который позволяет вам укрепить стенки так, как это будет выгодно для вас.
  4. Конструкция не сложна в воплощение, поэтому после прочтения подробной инструкции, которая представлена ниже, вы поймете, что делать и как делать. Также, времени на работу уйдет по минимуму. Закрытый дренаж делается намного дольше, чем открытый.

Читать по теме: Устройство каменных покрытий

Инструменты, которые понадобятся для работы

Прежде чем ответить на вопрос «как сделать дренаж дорог», нужно разобраться с инструментами, без которых не обойтись. Для открытой и закрытой систем требуется свой набор инструментов и материалов.

Для открытого дренажа вам понадобится:

  • лопата;
  • материалы, с помощью которых можно будет укрепить откосы (бетон, камень или другие);
  • семена дикорастущих трав.

Для закрытого дренажа вам понадобится:

  • лопата;
  • геотекстиль;
  • щебень;
  • дренажные маты или трубы.

Если вы используете линейную систему водоотвода, то воспользуйтесь следующим набором инструментов и материалов:

  • бетон;
  • лопата;
  • водоотводные лотки.

Инструкция по монтажу

Дренаж дорог

Первое, на что нужно обратить внимание, прежде чем начать дренаж автомобильных дорог, это глубина. Как глубоко будет залегать дренаж? Проанализировать почву на глаз и определить её характеристики – невозможно. Для этого вам придется нанимать специалистов, которые сделают замеры и предоставят вам необходимую информацию.

Далее спланируйте уклон водоотвода, минимум размер уклона может быть равен 3 мм на 1 м длины. Ни в коем случае уклон не должен быть слишком большим. Если такое происходит, то выбирайте закрытую систему дренажа.

После того, как вы проанализировали свой участок или дорогу, нужно начертить схему будущей системы водоотвода. Учтите, что планировка должна начинаться с высшей точки вашего участка и идти до места сбора воды в колодец или канализацию. Также вы можете использовать подушку из щебня, которая передаёт воду другим слоям земли, то есть не накапливает её для дальнейшего использования как канализация. Такая система должна проходить и вдоль дорог, и по периметру здания.

После того как вы определитесь с планом, начинайте работы на участке. Первым делом роются траншеи, глубина которых от 0, 6 до 2, 5 м, но можно и больше. В разрезе канава должна напоминать трапецию. Ширина основания должна быть не менее 0,4 м. Что касается уклона стенок, то должна соблюдаться пропорция 1:1,5 (где 1 – это ширина, а 1,5 – это высота).

Читать по теме: Самые опасные дороги России

Если вы выбрали открытый дренаж, то этого достаточно, но, если закрытый, придется поработать ещё и закрепить его.

Как укрепить дренажную канаву?

Укрепить дренажную канаву можно следующими способами:

  • посеять дикорастущие травы на откосы;
  • укрепить бетонными плитам, камнями;
  • создать решетку из бетона или камня, а также посеять травы;
  • закрепить георешётку.

Дренаж дорог

Если прокладка дренажа из специальных лотков будет устанавливаться, то заранее ройте канаву в 10 см, то есть на 5 см выше лотка. Бетонная подушка заливается в 10 см, а затем на неё выкладывают лотки. Но, важно подождать пока бетон застынет. Пространство, которое осталось, подлежит заливке цементом. Далее на лотки накладывается ливневая решетка.

Если вы используете закрытую систему, то ширина должна составлять не менее 30 см, а глубина должна быть достаточной для укладки труб или матов. Далее укладывается материал, засыпается щебнем. Не забудьте про геотекстиль, который способен защитить конструкцию от попадания нежелательного грунта.

Строительство дренажной системы вдоль дороги

Строительство дренажной системы вдоль дороги

Дренажная система вдоль дорог – своеобразные канавы, которые служат для осушения дорог. Практически все дороги, особенно большие, не могут эксплуатироваться долгое время без наличия дренажной системы. Именно за счет дренажной системы вода с дорог отводится. А всем известно, что вода является главным врагом любой дороги. Канавы, которые располагаются по длине всей дороги, принято называть кюветами.

Основные принципы строительства дренажных систем

  • Дренажные кюветы строятся со стороны притока грунтовых вод. На болотистых грунтах дренажные системы должны быть с обеих сторон дороги.
  • Если рядом с дорогой существует поток воды, который присутствует круглый год, то в таких случаях отвод воды осуществляется только в закрытых лотках.
  • Минимальный продольный уклон дренажных кюветов должен составлять 5 сантиметров на 10 метров длины. Только в редких случаях, данный уклон можно уменьшить до 3 см на 10 м длины кювета. Но для полноценного функционирования лучше делать немного больший уклон.
  • Если нет возможности обеспечить дренажную систему единым уклоном, то кюветы необходимо делить на небольшие участки с крутым уклоном и на более длинные участки с плавным уклоном. В любом случае, для того, чтобы предотвратить заиливание кюветов, необходимо обеспечить скорость оттока воды не менее чем 0,25-0,3 метра за секунду (данная скорость предназначается для водоотводных каналов без укрепления и растительного покрова).
  • Система строительства включает в себя обустройство специальных водоиспарительных бассейнов или водопоглощающих колодцев.
  • Запрещено осуществлять отвод воды из кюветов в непроточные пруды. Нельзя отводить воду в места водоемов, где обустроены пляжи. Без специального разрешения запрещается отвод воды рыбные пруды. Кроме этого, воду нельзя направлять в замкнутые низины, которые подвергаются заболачивания.
  • Откосы дренажных кюветов со стороны дороги должны иметь крутизну в соотношении 1 до 1,5. Это означает, что при одной части по вертикали, берется полторы части по горизонтали.
  • Минимальная глубина кюветов должна составлять 0,6 метра. Допускается уменьшение глубины дренажных систем до 0,4 м только в регионах с довольно-таки сухим климатом. На болотистых грунтах, в некоторых случаях, глубина кюветов должна составлять не менее 2 метров.
  • Ширина дна водоотводной канавы не может быть меньшей, чем 0,4 метра. На болотистых грунтах минимальная ширина дна составляет 0,8 м.
  • Разрез кювета должен иметь трапециеобразную форму.
  • При необходимости дренажные канавы необходимо укреплять. Укрепление достигается за счет обсева кюветов травами в клетки из бетонных брусков. Дно принято укреплять песком и щебнем.

Строительство дренажной системы вдоль дороги

Техника, применяемая для строительства

В зависимости от многих условий, для строительства дренажных систем применяется очень большое количество спецтехники. Это могут быть экскаваторы, экскаваторы погрузчики, мини экскаваторы, мини погрузчики, самосвалы. В зависимости от сложности применяется разная техника.

Однако стоит отдельно отметить экскаватор погрузчик и мини экскаватор. Данная пара техники принимает участие при строительстве практически любой дренажной системы. Преимущество мини экскаваторов заключается в том, что они передвигаются за счет гусеничного хода. Поэтому данный тип экскаваторов может работать даже на самых влажных и заболоченных территориях. Экскаватор погрузчик, чаще всего, обеспечивает перемещение грунта на небольшие расстояния. При обустройстве большинства типов кюветов нет необходимости грузить грунт на самосвалы, так как перемещать его приходится на очень короткие расстояния. Именно по этой причине лучше всего использовать экскаватор погрузчик.

Строительство дренажной системы вдоль дороги

Сложность процесса

Строительство дренажных систем является довольно-таки сложным процессом. Полноценная дренажная система – это не обычная канава. Это целая система, которая должна соответствовать большому количеству определенных требований.

Большинство дренажных систем строятся одновременно со строительством дорог. Однако бывают случаи, когда дорога имеет плохую дренажную систему, или же, вообще не имеет ее. В таком случае канавы и кюветы для отвода воды с дорог необходимо обустраивать уже после строительства этих дорог.

Любая дорога, даже самая небольшая, должна иметь систему отвода воды. В противном случае, такие дороги будут служить очень короткое время. Дороги без наличия дренажной системы каждый год требуют ремонта. Более выгодно один раз построить полноценную дренажную систему, чем каждый год вкладывать деньги в ремонт дороги.

Строительство дренажной системы вдоль дороги

Кто занимается строительством дренажных систем вдоль дорог?

Практически все компании, который строят дороги, занимаются параллельно и строительством дренажных систем для этих дорог. Но бывают случаи, когда недобросовестные исполнители для получения сверхприбыли делают малоэффективную, или не делают ее вообще.

Наша компания занимается обустройством дренажных систем на всех этапах. Мы можем сделать высококачественные кюветы во время строительства дороги. Кроме этого, у нас очень часто заказывают модернизацию уже готовых, но неэффективных дренажных систем, или их чистку от ила и мусора. Наша компания всегда имеет в наличии всю необходимую спецтехнику для строительства дренажных систем вдоль дорог. А наши высококвалифицированные инженеры спроектируют данные системы согласно со всеми нормами и стандартами. Звоните нам, дренажные системы, построенные нашей компанией, способны обеспечить отвод воды с дорог на многие годы.

Дренажная система дороги

Всем известно, что вода негативно воздействует на любую строительную конструкцию, будто то многоэтажное здание, небольшой дачный домик или другое строение. В связи с чем, при строительстве большое внимание уделяется вопросу водоотведения и защиты от грунтовых и талых вод. Автомобильная дорога не является исключением, ей также необходимо качественное водоотведение, чтобы не допустить разрушение конструкции полотна. Ведь капитальный ремонт магистрали — дорогостоящее мероприятие, а, значит, при строительстве необходимо соблюсти все правила и в первую очередь должна быть обустроена эффективная дренажная канава вдоль дороги. Именно за счет такой небольшой траншеи (кювета) вода отводится с проезжей части и тем самым не разрушает дорожное полотно.

Особенности строительства дренажной системы для дороги

Как правило, дренаж вдоль дороги выполняет компания, специализирующаяся на работе такого типа. Тем не менее, рассмотрим все тонкости строительства систем водоотведения с автомобильной дороги.

  1. Обустройство дренажных канав выполняется со стороны притока грунтовых вод. Если же речь идет о болотистой местности, то система монтируется в двух сторон магистрали.
  2. В случае, когда в непосредственно близости к дороге имеется поток воды, присутствующий в любое время года, то отвод должен осуществляться исключительно в закрытых лотках.
  3. Если дренажная система не может быть сделана под одним уклоном, то канавы необходимо поделить на короткие участки с крутым уклоном и длинные пролеты с плавным уклоном. Это позволит обеспечить скорость оттока воды не меньше, чем 0,3 м/сек.
  4. Наименьший продольный уклон дренажных канав должен быть 5 см на 10 м участка. Иногда уклон уменьшается до 3 сантиметров.
  5. Эффективная система включает в себя создание водопоглощающих колодцев, так будет максимально защищена автомобильная дорога от негативного воздействия грунтовых и талых вод.
  6. При обустройстве дренажных канав нужно помнить, что отвод воды из них запрещен в непроточные водоемы, а также туда, где расположены пляжи. Кроме того, для отвода воды в рыбные пруды требуется специальное разрешение.
  7. Наименьшая глубина дренажных канав — 0,6 метра, исключение составляют те канавы, которые располагаются в местах с сухим климатом. В этом случае допускается глубина до 0,4 метров. Если же речь идет о болотистой местности, то дренажная канава опускается на глубину до 2 метров.
  8. Откосы кюветов со стороны дороги обустраиваются с крутизной в соотношении 1 к 1,5. То есть, при одной части по вертикали необходимо взять 1,5 части по горизонтали.
  9. Канава вдоль дороги для водоотведения должна быть шириной не менее, чем 40 сантиметров, если дренаж осуществляется на болотистой местности, то минимальная ширина составляет 80 сантиметров.
  10. Разрез водоотводных канав должен иметь форму трапеции.
  11. При необходимости кюветы укрепляются. Для этого дно засыпается щебнем с песком, а откосы обсеваются травами в специальные клетки из бетонных брусков или сетки ПВХ.

Устройство дренажной канавы и её виды

Дренажная система может быть выполнена в двух вариантах — открытая и закрытая. Рассмотрим особенности каждой из них.

Открытая система. Самая простая в устройстве дренажная канава, которая чаще всего применятся для отвода воды от дорог в дачных поселках. Как правило, таких траншей делают несколько, количество зависит от особенности почвы, ее пропускной способности. Ширина канавы должна быть не менее 40 см, глубина — от 60 см, а уклон — 40 градусов. В месте рытья дренажной системы следует предварительно удалить все посадки, чтобы предотвратить в будущем заиливание канавы. Стенки траншеи следует укрепить металлическими сетками и сделать их максимально герметичными, чтобы вода отводилась с участка, а не впитывалась в почву.

Закрытая система. Более сложная строительства дренажная канава, которая делается более глубокой и в нее укладывается слой щебня с песком, а затем располагается труба с перфорацией. Данный тип конструкции более эстетичный, обладает максимальной эффективностью.

Укрепление водоотводной канавы

Чтобы автомобильная дорога была надежно защищена от подтопления грунтовыми и талыми водами, склоны водоотводных канав должны быть укреплены. Перед тем, как приступить к процессу, необходимо выбрать способ укрепления, который во многом зависит от угла наклона стенок канавы. Так, например, если он менее 8 градусов, то укрепление будет нецелесообразным, достаточно просто посева трав и высадка растений.

Если крутизна склонов колеблется от 8 до 15 градусов, то они укрепляются геоматами или сетками, выполненных из ПНД. Водоотводные канавы с углом наклона стенок более 15 градусов обязательно укрепляются теми способами, которые подразумевают внутреннее армирование — с применением габионов и георешеток.

Рассмотрим несколько вариантов, как может быть укреплена дренажная канава вдоль дорог.

Дренажная система дороги

Всем известно, что вода негативно воздействует на любую строительную конструкцию, будто то многоэтажное здание, небольшой дачный домик или другое строение. В связи с чем, при строительстве большое внимание уделяется вопросу водоотведения и защиты от грунтовых и талых вод. Автомобильная дорога не является исключением, ей также необходимо качественное водоотведение, чтобы не допустить разрушение конструкции полотна. Ведь капитальный ремонт магистрали — дорогостоящее мероприятие, а, значит, при строительстве необходимо соблюсти все правила и в первую очередь должна быть обустроена эффективная дренажная канава вдоль дороги. Именно за счет такой небольшой траншеи (кювета) вода отводится с проезжей части и тем самым не разрушает дорожное полотно.

Особенности строительства дренажной системы для дороги

Как правило, дренаж вдоль дороги выполняет компания, специализирующаяся на работе такого типа. Тем не менее, рассмотрим все тонкости строительства систем водоотведения с автомобильной дороги.

  1. Обустройство дренажных канав выполняется со стороны притока грунтовых вод. Если же речь идет о болотистой местности, то система монтируется в двух сторон магистрали.
  2. В случае, когда в непосредственно близости к дороге имеется поток воды, присутствующий в любое время года, то отвод должен осуществляться исключительно в закрытых лотках.
  3. Если дренажная система не может быть сделана под одним уклоном, то канавы необходимо поделить на короткие участки с крутым уклоном и длинные пролеты с плавным уклоном. Это позволит обеспечить скорость оттока воды не меньше, чем 0,3 м/сек.
  4. Наименьший продольный уклон дренажных канав должен быть 5 см на 10 м участка. Иногда уклон уменьшается до 3 сантиметров.
  5. Эффективная система включает в себя создание водопоглощающих колодцев, так будет максимально защищена автомобильная дорога от негативного воздействия грунтовых и талых вод.
  6. При обустройстве дренажных канав нужно помнить, что отвод воды из них запрещен в непроточные водоемы, а также туда, где расположены пляжи. Кроме того, для отвода воды в рыбные пруды требуется специальное разрешение.
  7. Наименьшая глубина дренажных канав — 0,6 метра, исключение составляют те канавы, которые располагаются в местах с сухим климатом. В этом случае допускается глубина до 0,4 метров. Если же речь идет о болотистой местности, то дренажная канава опускается на глубину до 2 метров.
  8. Откосы кюветов со стороны дороги обустраиваются с крутизной в соотношении 1 к 1,5. То есть, при одной части по вертикали необходимо взять 1,5 части по горизонтали.
  9. Канава вдоль дороги для водоотведения должна быть шириной не менее, чем 40 сантиметров, если дренаж осуществляется на болотистой местности, то минимальная ширина составляет 80 сантиметров.
  10. Разрез водоотводных канав должен иметь форму трапеции.
  11. При необходимости кюветы укрепляются. Для этого дно засыпается щебнем с песком, а откосы обсеваются травами в специальные клетки из бетонных брусков или сетки ПВХ.

Устройство дренажной канавы и её виды

Дренажная система может быть выполнена в двух вариантах — открытая и закрытая. Рассмотрим особенности каждой из них.

Открытая система. Самая простая в устройстве дренажная канава, которая чаще всего применятся для отвода воды от дорог в дачных поселках. Как правило, таких траншей делают несколько, количество зависит от особенности почвы, ее пропускной способности. Ширина канавы должна быть не менее 40 см, глубина — от 60 см, а уклон — 40 градусов. В месте рытья дренажной системы следует предварительно удалить все посадки, чтобы предотвратить в будущем заиливание канавы. Стенки траншеи следует укрепить металлическими сетками и сделать их максимально герметичными, чтобы вода отводилась с участка, а не впитывалась в почву.

Закрытая система. Более сложная строительства дренажная канава, которая делается более глубокой и в нее укладывается слой щебня с песком, а затем располагается труба с перфорацией. Данный тип конструкции более эстетичный, обладает максимальной эффективностью.

Укрепление водоотводной канавы

Чтобы автомобильная дорога была надежно защищена от подтопления грунтовыми и талыми водами, склоны водоотводных канав должны быть укреплены. Перед тем, как приступить к процессу, необходимо выбрать способ укрепления, который во многом зависит от угла наклона стенок канавы. Так, например, если он менее 8 градусов, то укрепление будет нецелесообразным, достаточно просто посева трав и высадка растений.

Если крутизна склонов колеблется от 8 до 15 градусов, то они укрепляются геоматами или сетками, выполненных из ПНД. Водоотводные канавы с углом наклона стенок более 15 градусов обязательно укрепляются теми способами, которые подразумевают внутреннее армирование — с применением габионов и георешеток.

Рассмотрим несколько вариантов, как может быть укреплена дренажная канава вдоль дорог.

Труба дренажная под дорогу: виды, особенности применения, параметры выбора

Если выпадение осадков приводит к образованию луж на дорогах, происходит проседание дорожного покрытия. В такой ситуации необходим отвод поверхностных и грунтовых вод. Чтобы организовать дренажную систему для таких случаев, используются трубы дренажные под дорогу.

Тип дренажной системы

В первую очередь стоит определиться с типом дренажной системы:

  • Открытая – представляет собой канаву, которая идет под уклоном, по которой и стекают грунтовые и поверхностные воды к водосборникам или дренажным колодцам.
  • Закрытая – канава, в которой располагаются перфорированные трубы для дренажа.

Для прокладки под дорогой, естественно, подходит только второй вариант, так как он обеспечит качественный дренаж. При правильном монтаже закрытая дренажная система не позволит дорожному покрытию просесть.

Угол наклона

Перед установкой труб обязательно прорабатывается проект дренажной системы. В этом деле главную роль играют два фактора – корректный расчет с устройством уклонов, а также подбор материалов труб. Главным признаком правильно устроенной системы дренажа считается способность воды бежать по трубам без использования насоса, то есть самотеком. Чтобы было именно так, нужно точно вымерять угол наклона труб к месту водосброса.

1° наклона означает, что через 100 м труба будет погружена в грунт на 1 м, если участок ровный. Создавать быстрое течение с помощью увеличения наклона нет необходимости, а потому 2° вполне достаточно для создания эффективного дренажа. На практике же ровную канаву с нужным уклоном выкопать никому не удается, поэтому на ее дне создают подушку из подсыпки песка со щебнем.

Дренажные трубы для прокладки под дорогой

При выборе труб для дренажной системы и прокладки их под дорогой важны три фактора:

  • Надежность и механическаяпрочность. Этот фактор играет большую роль, если по дороге предполагается движение тяжелой техники с весом в несколько десятков тонн. То есть конструкция должна выдерживать сильные нагрузки и не ломаться.
  • Габариты канавы. Размер канавы влияет на количество грунтовых вод, которые могут через нее пройти. Поэтому тщательно подбирается диаметр трубы с учетом количества предполагаемого объема протекания.
  • Бюджет. Материалов на рынке очень много, но наиболее оптимальным вариантом в контексте цены и качества считаются дренажные трубы из пластика.

Но важно правильно подобрать материал пластиковых труб, диаметр и тип. Для этого нужно учитывать конкретные свойства каждого вида материала.

По виду материала

Если рассматривать исходный материал, из которого делают дренажные трубы, то это в основном:

  • Полиэтилен. Самый распространенный тип трубы дренажной под дорогу. Продается обычно в гофрированной форме с длиной 50 м. Ее термостойкость не так высока, как у аналогов, но этот параметр для дренажной системы вторичен.
  • Полипропилен. Прочен и термостоек, но в дренаже он используется редко, да и цена на такие изделия выше, чем у аналогов.
  • ПВХ. Обладает высокой сопротивляемостью к агрессивным химикатам, прочностью, термостойкостью. Комплектоваться они должны фитингами из этого же материала. Самый востребованный диаметр дренажных труб из этого материала – 110–200 мм. Длина может составлять 6–12 м. Обрезается легко до нужной длины с помощью ножовки по металлу.

Естественно, что полиэтилен и ПВХ пользуются наибольшей популярностью при обустройстве трубного дренажа.

Перфорация

Ранее говорилось, что при обустройстве дренажа используются перфорированные трубы. Но это зависит от того, для чего вообще обустраивают систему. Поэтому трубы могут быть:

  • С полной перфорацией. Отверстия или прорези на всей поверхности трубы, которые позволяют грунтовым и поверхностным водам проникать внутрь и выводиться в место водоотведения. Отверстия могут иметь ширину 1,5–5 мм, а вот длина, количество отверстий, их расположение не регламентируются. Прорези располагаются на нижней волне.
  • С частичной перфорацией. Используется только для сбора жидкости при выпадении осадков. То есть круг использования явно сужается. Если грунтовые воды не находятся близко к поверхности дорожного полотна, то такой вариант вполне себе хорош. Когда отверстия сделаны только на одной стороне трубы, то перфорированная часть должна при укладке располагаться сверху.

Выбирать нужно с учетом количества выпадающих за год осадков и глубины залегания, толщины пласта грунтовых вод.

Диаметр

Если брать среднестатистические нормы, то:

  • Диаметр основного водоотвода с использованием в частном порядке колеблется в пределах 160–300 мм;
  • На второстепенные ветви диаметр берется не менее 110 мм;
  • Диаметр от 400 мм уже применяется для прокладки автомагистралей, в промышленных целях, а также если у дорожного участка протекает по канаве ручей или он расположен в самом конце системы канав.

Поэтому стоит взвесить при выборе не только количество осадков во время паводков и схода снега, но также месторасположение дренажа, его длину. Все эти параметры должны соответствовать нормам ГОСТа..

Многослойность и кольцевая жесткость

Крайне важный параметр, который обеспечивает лучшую прочность труб обычно представлено гофрированной внешней частью и абсолютно гладкой внутренней. Их плотность позволяет проводить дренаж даже под автотрассами.

По европейским нормам кольцевая жесткость труб (SN) должна составлять при прокладке под дорогой не менее 4 кН/кв.м. Но в таком случае обеспечивается усиленная защита сверху с помощью железобетонной плиты с прокладкой из сминаемого материала (например, пенопласт или полистирол толщиной от 7,5 см). Второй вариант – выбрать кольцевую жесткость SN8 (8 кН/кв.м). Тогда, если не будет постоянного движения тяжелой техники по дороге, делается обратная обсыпка. Обычно для этого используется щебень фракции 20-40 и толщиной 30-50 см. SN – это показатель того, какие нагрузки может выдержать труба. именно от него и зависит область применения трубы и условия ее монтажа

Главной задачей обсыпки является создание плотного слоя с минимальными воздушными прослойками. Используется гранитный или гравийный щебень.

Несколько слоев трубы способны придать конструкции необходимый показатель прочности, долговечности. При использовании гофрированных труб для дренажа удается решить ряд вопросов:

  • Уменьшение количества стыковочных соединений, что уменьшает риск протечек.
  • Во время подготовки траншеи упрощается требование к ее геометрии, что поможет удешевить процесс монтажа.

Поэтому для большинства устроителей дренажной системы выбор очевиден – это будут именно гофрированные варианты с частичным или полным дренажом.

Процесс укладки труб в канаву под дорогой

Весь процесс состоит из следующих этапов:

  1. Чистка канавы с последующим созданием откосов, ее расширением. Ширина по низу должна быть равна диаметру трубы +40 см.
  2. На дно канавы укладывается геополотно. Это не позволит песку сверху не уходить в нижний грунт.
  3. Подготовка подушки из песка и щебня фракции 20-40. В утрамбованном виде слой должен составлять 10-15 см. плотность подушки должна быть около 95% по Проктору. Это значит, что если вы встанете на этот слой, он не должен проминаться под ногами.
  4. Укладка трубы.
  5. Обратная прослойка из песка или мягкого грунта. Утрамбовка 95% по Проктору. Верхний слой над трубой должен составить не менее 30 см.
  6. Укладка геополотна на подушку.
  7. Засыпка щебня и его утрамбовка.
  8. Изготовление верхней части заезда.
  9. Укрепление откосов георешеткой или бетонированием.

Если труба дренажная под дорогу кладется во время строительных работ и предвидится движение тяжелой техники, то как вариант можно использовать временную укладку дорожных плит сверху.

В заключении

Выбирая дренажные трубы под дорогу, важно учесть следующие факторы:

  • Количество осадков в период их максимального образования, будь то паводки, схождение снега и т.д.
  • Глубина залегания и толщина пласта грунтовых вод.
  • Какой транспорт будет проезжать по дорожному полотну в месте пролегания дренажа.

Если вы сами не можете осуществить корректный подбор всех элементов для дренажной системы, то специалисты из Европласт готовы вам помочь определиться и найти только нужные вам варианты.

Читайте также:

      

  • Дом из блоков 8 на 8
  •   

  • Дата снятия показаний счетчика воды
  •   

  • Вентиляция в мокрых помещениях
  •   

  • 18 рабочих закончили отделку квартир в новом доме за 20 дней
  •   

  • Забор который построил медведь

Как правильно сделать дренажную канаву вдоль дороги?


Дренажная канава вдоль дороги помогает отводить воду, которая собирается на дорожном покрытии во время дождей и таяния снега. Это необходимо для того, чтобы предотвратить повреждения дорожного покрытия и уменьшить риск аварийности на дороге. Вот несколько шагов, которые помогут правильно сделать дренажную канаву вдоль дороги:

  1. Определите направление дренажной канавы: дренажная канава должна быть организована таким образом, чтобы вода стекала от дороги и не собиралась на ней. Определите направление стока и выберите место для установки дренажных труб.

  2. Выкопайте канаву: ширина и глубина канавы зависят от размера дороги и количества воды, которое необходимо отвести. Ширина обычно составляет от 30 до 50 см, а глубина — от 30 до 60 см. Обратите внимание на то, чтобы канава была достаточно широкой для удобства техники при обслуживании дороги.

  3. Установите дренажные трубы: дренажные трубы помогают отводить воду от дороги. Установите их в канаву и соедините между собой. Убедитесь, что трубы имеют правильный уклон, чтобы вода могла свободно стекать.

  4. Засыпьте канаву гравием: чтобы обеспечить хорошую водопроницаемость, засыпьте канаву гравием. Гравий также предотвращает забивание дренажных труб мусором и песком.

  5. При необходимости установите дополнительные элементы: в зависимости от конкретной ситуации, может потребоваться установить дополнительные элементы, такие как решетки, шлагбаумы и другие конструкции, чтобы обеспечить безопасность на дороге.

Обратите внимание, что создание дренажной канавы — это ответственный и трудоемкий процесс, требующий определенных знаний и навыков. Поэтому для лучшего результата лучше обратиться к специалистам, которые смогут правильно спроектировать и установить дренажную систему вдоль дороги.


Recommended Articles